среда, 21 сентября 2016 г.

Велопоход по Башкирии

Сентябрь 2016.
Нитка маршрута: Кувандык - Куруил - Чеботарево - Идельбаково - Агурда - Бердяш - Юлдыбаево - Баймак - оз. Талкас - оз. Банное - Салават Совхоз - Абзаково - Белорецк - Тирлянский - Инзерские зубчатки - Тирлянский - г. Иремель - Тирлянский - Белорецк. Отрезок Бердяш - Баймак нас отвезли на машине.

Маршрут был составлен на основе отчетов с форума Е1 Пуз_на_колесиках, Wolkow, Nickbuch и велотуристов с г. Каменск-Уральский. Большое им спасибо.
Лето 2016 выдалось на редкость жарким. Особенно июль и август. Но за два дня до нашего отъезда погода испортилась - холод, ветер, дождь.

День 1. 29.08

На вокзал ехали под дождем. На перроне разобрали и зачехлили велы. Запихали на третью полку. Вагон полу пустой. Пока ехали до Челябинска - дернули пивка, перебросились в картишки. Ночью в вагоне дубарь. Лена прошлась по вагону и укрыла одеялами всех коченеющих. Особая засада - это санитарная зона. Полтора часа до Орска, час на станции и полтора после.

День 2. 30.08 Кувандык - Сагитово 50 км.

Утром позавтракали и до самого Кувандыка зырили в окно на непривычные степные пейзажи.
Стоянка на станции Кувандык 3 минуты. Десантировались за минуту! Собрали велики и вышли на маршрут.
Погода солнечная, но холодный ветерок. В городе закупились продуктами на 3 дня. Посетили аптеку. В 12 дня выехали из города.

Проехав 10 км, съехали в поле и разложились на обед. Хлеба, йогурты, сыры и прочая снедь.

Едем дальше. Вокруг горы, степь и поля засохших подсолнухов. Мы решили, что урожай погиб, но один местный тракторист  поведал нам, что все мол нормально, после 20 сентября будем убирать.

В Чеботарево заехали в магазин купили бутылку пива и мороженное. Через пару километров мы уже в Башкирии!
Дорога - твердая грунтовка, но очень пыльная. Гребенка вытрясла из нас всю душу. Заносило на сыпухе. Казалось, что мы движемся как улитки. Но несмотря на это проехали за пол дня 50 км.

Остановились недалеко от Сагитово на берегу реки Касмарка. Палатку поставили на камнях паводкового русла реки. Развели костер, сварили картошку.

Рядом какой то хутор, слышно колокольчики табуна. В 8 уже начало темнеть. В  9 уже залезли в палатку.
 Ночевали очень плохо. Всю ночь раздавался то приближающийся, то отдаляющийся лай собак. Были слышны шаги по речной гальке. Я даже включал фонарик и орал в палатке - мол кто там ходит мля? ща выйду...
Вышли. Никого вроде нет. Дубарь, звезды. Столько звезд мы никогда в жизни не видели. Видно все, все звездочки.
Мы знали, что в этих краях дофига медведей и они нет, нет выходят к деревням, дерут скот... На случай встречи везли коробку с петардами Корсар 8. Предварительно испытали их на Визовском пляже. Бабахают они что надо, но непонятно успеешь ли воспользоваться при встрече с михой. Думаю лучше всего возить какой нибудь пигаль пугач.

День 3. 31.08 Сагитово - Бердяш 55 км. Бердяш - Юлдыбаево на авто

Встали в 8 утра. На улице холодно. Растопили газовую лампу, чтоб согреться. Позавтракали, собрались. В 10 утра выехали. Встретили пастуха башкира на велике. Он искал свой табун. По пути Лена чуть не переехала гадюку, видели сбитую лису. За полтора часа добрались до д. Агурда. Нужно набрать воды. Заметили за одним забором людей. Я им кричу по башкирски дайте мол воды. Они не понимают. Может это были не башкиры или я фигово выучил башкирские фразы.
Далее от Агурды начался  мощный подъем на Зилаирское плато. За полтора километра набрали 200 м высоты.

На втречу попались пять грузовиков ГАЗ с какими то желтыми кабелями в кузове. Позже выяснилось, что это сейсморазведчики. Ведут съемку на плато. Едем опять поля и дубравы.

Заобедали в каком то леске.

Вскоре выехали к Новоалександровке. Русская деревня, сразу видно уклад. Первого кого встретили - огромную свинью с поросенком. Из двора выбежал к нам какой то парень. Поболтать. Рассказал, что сейсмики распугали всех медведей и сейчас они все возле Новоалександровки скопились.
Позвонили моему другу из Юлдыбаево, договорились, что они нас встретят возле Бердяша.
Загрузились в ниву, велики в прицеп. Через час уже у них в гостях в Юлдыбаево. Окунулись так сказать в быт и уклад по башкирски. Бешбармак с курутом, мед, копченые окушата, дыня колмычка и разные Башкирские легенды до поздней ночи.

День 4. 1.09 Юлдыбаево 0 км.

Про семью Ивлевых, Юлдыбаево и окрестности нужно писать отдельную повесть.
Я же вкратце напишу как прошел день. С утра нас повезли на порог Яманташ на реке Сакмара. Ехали на ниве по лесной дороге. На реке встретили пастуха, налили ему писярик в честь дня знаний.

Дядя Витя (отец Сани) остался у машины ловить голавлей. Мы же втроем пошли вдоль берега.

Конечно сейчас порога там никакого нет (бывает в паводок), но мы все рано прошли вдоль всех его каскадов. По пути кидали блесны и слушали рассказы Санька про историю всех этих мест.

Вернулись к машине. Дядя Витя тем временем наловил с полведра голавлей. Перекусили. Кумыс, водка и другая закусь. Далее нас отвезли на границу лесной и степной зоны с подробной экскурсией.

Вернулись домой. Ознакомились с пасекой и всем медовым хозяйством. Сходили в баню. Санек тем временем запек купаты на углях. Отведали медовухи и иван-чай. Вощем приняли нас там как родных. Все время нас кормили, развлекали, проводили экскурсии, непрерывно рассказывали о жизни и истории Башкирского народа. Большое им за это спасибо!

День 5. 2.09 Юлдыбаево - Баймак (авто) - оз. Талкас 25 км.

Завтрак по башкирски - гусь, баран, бешбармак, виски. Собираемся. Идет дождь. Выехали в 2 часа дня. Опять на машине нас довезли до Баймака. Попрощавшись с гостеприимными Сашей и дядей Витей тронулись.

Справа от нас хребет Ирандык. Дождь, низкие облака.

Добрались до озера Талкас, заселились в первой попавшейся гостинице. 1500 р + завтрак.
Гостиница Ирандык, хорошая, нам понравилась.

Вышли погулять, пофотать озеро. Словили очень красивый закат.

На обратном пути в гостиницу встретили барана, который орал нечеловеческим голосом и метался в разные стороны.
В номере вино, жареные голавчики. Сыграли в шахматы. Решили, что такой жизни мы явно пока не заслуживаем, т.к. проехали всего 25 км за этот день. Завтра будем отрабатывать.

День 6.  3.09 оз. Талкас - р. Кизил  70 км

Сначала мы позавтракали в номере, потом пошли в кафе жрать опять, т.к. в  стоимость номера входил завтрак. Выползли на свет из нашей ночлежки. Туман.

Поехали на север вдоль хребта. Холодный ветер.

По обыкновению в час дня остановились на обед не разбирая пейзажа. Пейзажем оказалось пастбище. Размотались где поменьше коровьих и коних шпротин. Заточили пирог с творогом, сок и кефир.  Завалились на пенку децл вздремнуть. Немного воняло коровьим навозом.
 Ломанулись дальше. Асфальт асфальт.

Лена которая ехала впереди, на спуске спугнула табун лошадей. Было очень весело наблюдать как они все скопом вместе с Леной куда то несутся.

Внезапно на склоне горы увидели Косулю, она со всех копыт ломилась вниз на трассу. Пока расчехлял фотик, она с той же скоростью начала ломиться обратно в гору.
Доехали до речки Большой Кизил, здесь у нас была запланирована ночевка. Нашли прикольное место, поставили палатку, развели костер.

Время было не позднее, поэтому сгонял до ближайшей деревни в магаз за  кумысом и прочим. Место оказалось очень прикольное. На берегу горной реки, между тремя хребтами. Здесь закончился хребет Ирандык, вдоль которого мы ехали 2 дня и начался хребет Крыктытау, который вскоре нам предстоит эпично перевалить.

День 7.  4.09  р. Кизил - оз. Банное 40 км

Утром выяснилось, что нас обчистили. Из предбанника вытащили мешок с едой. Возле палатки валялась пачка макарон и разделочная доска, в десяти метрах кожура от колбасного сыра. В пятидесяти метров нашли погрызаный мешок, вокруг валялось печенье. Пропал хлеб, вафли, булочки и майонез. Коробка с сахаром, конфеты и кофе остались нетронутыми. Нашли следы похожие на собачьи.

Ночью по палатке барабанил дождь и шумела река, поэтому не услышали как нас обворовывают.
Завтракали без хлеба, чай без печенья.

Поехали. Впереди большое село Аскарово, затарились кумысом, хлебом.

Дорога  сплошные спуски подъемы.

За деревней я проколол колесо. Пока ремонтировал к нам подъехал какой то чувак на коне. Типа узнать че каво. Предложил Лене покататься. Конь Лену не слушался и просто стоял.
Обедали в очень живописном месте под лиственницей.

Далее решили уйти с асфальта и немного срезать через деревню Салаватово. Вокруг рыжие холмы, солнце освещает далекие вершины.

Наконец добрались до озеро Банное.

Банное потому что типа здесь Пугачев устроил своей ватаге банный день. Пока искали себе какую нибудь лачугу, снова прокол. Никак не могу накачать колесо, т.к. в насосе застрял обломок иглы.

Пошел дождь. Рядом санаторий Березки, пошли узнать чокаво. На входе бабка в будке сказала, что жилья никакого нет, палатку ставить нельзя, есть только бублики, беседки и т.п. Идем побеждать насос и колесо. Подошел охранник и сказал, что в санатории навалом свободных мест.  Оказалось. что там много корпусов с номерами на любой вкус. Почему такая вредная бабка оказалась мы не поняли. Заходим внутрь, Лена пошла узнавать про ночлег. Я тем временем кое как победил колесо, настроение стало улучшаться и мы решили  сбежать отсюда. Жить за забором в совдеповских корпусах это не для нас. Покатались по поселку, нашли дикий пляж, но решили, что нам нужен отельчик. Приют "7 озер" то что нужно. Заселились на 2 ночи в двухкомнатный номер с террасой за 1500 р. - ночь.  Можно ходить на ужин и обед по 200р. Сварили ужин в номере на горелке, починил насос, заклеил камеры.

День 8.  5.09  Горное ущелье. Пешая радиалка.

Сварили кашу в номере, выдвинулись. Все время небольшой набор высоты.

Сказочный лес

Дошли до детского лагеря Горное ущелье. Хотели там набрать воды, но охранники сказали, что воды у них нет и ручей тоже высох. Идем вдоль забора, за ним кони.
Скормили им весь хлеб. Теперь у нас ни хлеба, ни воды.

Заходим в ущелье - типа каньон между двумя хребтами, Яманкая и Крыктытау. Вода в реке есть. Увидели статую обглоданной русалки.

Поднимаемся по тропе вдоль реки по ущелью. Зафотали скалы Чертов палец и Баба.

Пошли к скале Слоники, но так толком и не поняли где эти слоники. Включили навигатор и решили подняться по крутому склону к канатке. Вышли на верх.

Виды обалденные, крышу сносит по полной.

Тут и родился термин  "отхрёбыши" (ребра перпендикулярные основному хребту).
Перекусили на вершине с видом на Банное. Спускались по какой то мега опасной трассе для совсем обезумевших психов.

Тут и там к опасным скалам приделаны красные матрасики, один просто валялся на склоне. На нем сделали небольшой сон часик.

Спустились к низу канатки, зашли в кафе дернуть пивка. После пошли смотреть медведя. Не хотелось бы встретится с такой зверюгой на тропе.
В гостинице сходили на ужин (шведский стол) и пошли прогуляться вдоль озера.
Вернувшись сыграли партию в биллиард.

День 9.  6.09  Банное - Салават-Колхоз.

С утра съездили в магазин и аптеку. Пока Лена ходила в магаз ко мне прибился кот, расположился на моем рюкзаке и начал яростно вырабатывать уют. Обедали в отеле.
В два часа дня выдвинулись. По плану мы должны были за этот день преодолеть перевал и через Салават-Колхоз добраться до Абзаково, но из-за не очень понятного здоровья Лены (кашель) решили ненапряжно добраться до начала перевала и там встать на ночевку возле реки Курузак.

По пути заправились кумысом. Добрались опять до лагеря, поехали дальше и тут выяснилось, что всю воду реки забирает себе детский лагерь. Русло сухое. Я поехал за лагерь в ущелье к обглоданной русалке за водой. Погода испортилась, пошел дождь. Решили, что остановимся там до куда доползем. Начали подъем.

К 6 вечера вышли на вершину перевала и порешили, что с горки быстро долетим до Салават-Колхоза и там где нибудь  заночуем. Но через 4 км начались лютые грязевые замесы. Башкирская грязь оказалась самая липкая грязь в мире. По очетам предыдущих экспедиций про говномесы на этом участке не упоминалось. Знали, что за Совхозом можем попасть в такую засаду. Вощем раз пять отковыривали грязь с блокированных колес. Продирались по лесу рядом с дорогой. Радовал только неземной красоты вечер.

До колхоза не дотянули 2 километра, встали на ночевку на покосе.
 Костер разжечь так и не смогли, сырые дрова никак не хотели гореть. Еду в этот раз унесли от палатки к стогу сена и повесили на ограду.

День 10.  7.09   Салават-Колхоз - Абзаково 33 км.

Ночью была космическая тишина, звезды. Утром туман, подмерзли.

Включили нашу печку и завтракали в палатке. За ночь дорога не подсохла, тащим велы по обочине, до колхоза почти на них не садились.

Мегаупоротый говномес

На хуторе встретили вот таких гусяток, они не шипели и вели себя дружелюбно.

Дальше от Салават-Колхоза дорога не улучшилась, так и шли все проклиная 15 километров до  Мухаметово. Где то на полпути, чтоб облегчить жизнь Леночке поменялись великами и баулами. Мой велосипед легче по весу и не так сильно забивался грязью. Обедали на берегу реки малый Кизил, сварили рис. Пошел дождь. Коекаком добрели до Мухаметово, зашли в магазин. Велосипеды мыли в реке под мостом.

От Мухаметово до Абзаково идет твердая грунтовка 18 км, добрались без приключений.

Теперь в нашем лексиконе добавилось самое страшное ругательство (Салават-Колхоз) - можно обозначать самое что ни на есть плохое. В Абзаково заселились в придорожный отель Смайл. Там нам выдали тазик, сушилку, обогреватель и мы устроили грандиозную стирку. Поужинали там же в кафе.

День 11.  8.09   Абзаково - Тирлянский 53 км.

Позавтракали в кафе. Выехали. Впереди подъем 4 км на перевал. На трассе трафик, но ехать можно.

На верху холодно, одели теплые куртки.  Быстро спустились и доехали до Белорецка.

На фотике кончилась флешка, поэтому купили переходник и выдрали флешку из телефона Лены. Обедали в городе возле какого то стадиона на покрышках.

Осталось 30 км до Тирлянского. Дорога сплошные качели.

Последние 9 км показалось, что в основном спуск. В самом поселке видели бой быков.

Забурились в отель Судовая гора. В номере сварили картошку, смотрели хоккей.

День 12.  9.09   Инзерские Зубчатки (радиалка) 15 км вело, 25 км пешком.

Утром нам администратор в гостинице сказала, что на зубчатки собирается группа 11 человек на ГАЗ 66 и мол можете поехать с ними. 4000 рублей за всю машину. Мы решили дождаться группу и ехать с ними, т.к. стопудово опять будет лютый говномес. Но группа не приехала, вероятно испугались плохого прогноза погоды. Выехали своим ходом.

До первого брода 6 км и в общем неплохая дорога. Брод оказалось по камешкам не перейти и постановили Лену отправить обратно в отель из-за ее кашля.

Я же отправился в одну каску. После брода удалось проехать, пройти только 1,5 км, начались замесы. Спрятал велик и пошел пешком.

Идти было трудно, очень скользко.

Добрался до кордона Миселя оттуда на меня выскочила собака. Остановил ее диким криком - АНУ ФУ НА!!! Через пару километров решил перекусить. Была бутылка айрана, но все содержимое выплеснулось фонтаном, видимо растряслась пока ехал на велике. Встретил какого то деда на квадре. Пару жипов. Поднялся на Зубчатки, время было уже 3 часа дня. Полазил, пофотал.

Наверное лучше туда идти с ночевкой и целый день там ползать. На обратном пути встретил стоящую шишигу из отеля. Людей не было, видимо группа все таки собралась. Ждать не стал, пошел своим ходом.

Пошел дождь. Километров через 10 шишига меня догнала. Забрался в кабину. Оказалось что двое туристов все таки приехали и скинулись по 2000. Водила рассказал про местных мишек, что типа они людей не обижают, про сам поселок Тирлян, узкоколейку и всякое такое. А Шишига - это ваще супер жип! По пути встретили двух велосипедистов с огромными заплечниками, дауж им не позавидуешь на таких замесах. Оказывается и место это так  и называется - Миселя.
Довезли меня до закладки с великом. К 7 вечера вернулся в отель. Лене тем временем за 100 рублей керхером помыли велосипед. И она разлагалась в номере поедая виноград и орешки.

День 13.  10.09  Тирлян - Николаевка 33 км

Выползли из номера, мой вел уже помыли. Потолковали с управляющим гостиницей Иваном. Заехали на местный рынок затариться провиантом. Я порвал цепь на велике. Пришлось чинить.

Проехали через плотину пруда, в 1994 году здесь произошла трагедия, прорвало плотину и разрушило листопрокатный завод.

Движемся в сторону поселка Николаевка, на развилке встретили туристов на suzuki, они тоже собирались идти на г. Иремель.  Обедали в кустах на обочине. Опять поднимались на перевал, дорога местами тупо отсыпана щебнем.

На вершине перевала нас настигла группа квадриков.

За перевалом мы увидели вершину Иремеля.

Проехали Николаевку, до природного парка решили ехать короткой дорогой. Пришлось преодолевать брод засыпанный какими то обрезами досок. Далее начался "салаватколхоз" т.е. дорога еле еле проглядывалась.

По пути насобирали грибов. Добрались до границы парка, вышел смотритель. Пойдемте мол записываться. Записали, взяли по 60 рублей.  Мы планировали встать на ночевку в месте под названием изба, но было уже 7 вечера, начинало смеркаться, поэтому остановились возле второго брода.

Побырику поставили палатку и запалили костер. На ужин макароны с грибами. Продукты повесили на ночь на дерево.

День 14.  11.09  Штурм Иремеля 10 км вело, 20 пешком

С утра пошел дождь. Потихоньку стали копошиться. Часов в 8 утра мимо нас прошли турики из сузуки. Баулы спрятали тут же в лесу. Перешли брод, вода очень холодная, глубина выше колена.

Дерево желаний

На велосипедах доехали до избы.Там их спрятали. Холодно, идет дождь. Ноги уже промокли.

Пошли пешком. На 1100 м напоролись на лагерь туристов, никого нет, все на штурме.  Выше 1200 м стали часто останавливаться, привыкаем к высоте. Видно, что вершина горы в густом облаке. Высота 1300 м, вышли на  границу леса. Тут холодно, идем в облаке.

На встречу шли двое туристов с лабрадором. Сказали, что выше еще холоднее и снег. Сделали быстрый перекус. На 1400 м вышли на плато. Увидели снег.

Сверху на нас выбежала кавказская овчарка, слышно голоса, но никого не видно. Вышли на тропу которая идет на вершину с Тюлюка. Она в хлам растоптана. На границе курума много групп, идут вниз. По куруму прошли еще метров 300. Высота около 1500 м, холодно. Мокрые камни очень скользкие. Решили, что с нас хватит, лучше не рисковать и не лазить с мокрыми ногами по снегу.

Пошли вниз. На спуске опять порвал цепь. Брод уже переходили не снимая кроссовок.

Дошли до границы парка, попросились там на ночлег. Можно ночевать в избах, 350 р с человека. Дали охапку дров. Растопили камин и печь. Устроили грандиозную сушку обуви и одежды. Ночью проснулись от странного звука, включили фонарик. На тумбочке сидит мышь и пытается загрызть нашу пачку молока. Шуганули мышь и позвали кошку. Кошка пришла минут через 10 и заскреблась в дверь. Впустили и спокойно спали до утра.

День 15.  12.09  Иремель -  Тирлян  30 км

В избушке сварили кашу.

Починил цепь. Вышли на тропу. Потолковали со смотрителем. Он рассказал про местных медведей, волков и кабанов. Действительно вчера видели разворошенные муравейники, след похожий на медвежий.

А в одном месте резкий запах падали, возможно миша прикопал  кабанчика.

Лесник кормил нас всякими байками почти час.

Едем в Тирлян, обедаем на берегу реки Белая.

В Тирляне заселились опять в свой номер в отеле Судовая гора. Вечером я решил еще разведать бывшую узкоколейку. Проехал по ней километра 3.

Вечером децл отметили окончание путешествия.

День 16.  13.09    Тирлян - Белорецк  авто

В Белорецк нас довез на уазике управляющий Иван. Спасибо ему за это. Купили билеты на автобус. До отправления еще 7 часов.

Поехали на городской пляж, там установили палатку, включили печку. Шел дождь и мы сидели весь день в этой палатке. Готовили обед.

Автобус подали Нефаз. В багажный отсек велосипеды не влазят, затащили их в салон. Хорошо что автобус был почти пустой.  Спали весь путь до Екатеринбурга, Лена на заднем ряду, а я как то растянулся между сидениями. В Екатеринбурге были в 5 утра, естественно идет дождь.