Французкий путь Сантьяго

Camino de Santiago – это древний паломнический путь пилигримов в г. Сантьяго де Компостела, где хранятся мощи святого Иакова. После выхода кники Коэлья «Записки мага» путь стал очень популярным. И сейчас по нему идут в основном с целью путешествовать. Путей в Сантьяго несколько, есть северный путь по берегу Бискайского залива, есть из Португалии и т.д. Мы ехали по французкому пути. Я искал в сети где бы покататься на велике в Европе и нарыл эту тему. Почитал отчеты и решил, что это как раз для меня. Получается весьма бюджетно и можно не тащить с собой палатку. На протяжении всего пути расположены специальные приюты для пилигримов «альберге», цена 5 – 10 евро. Там есть душ, столовая, wi-fi, стиральная машина, кухня. Можно заказать ужин и завтрак. В 10 вечера альберге закрывают в 8 утра всех выгоняют. Чтобы заселиться в альберге нужен паспорт пилигрима «крендинсаль» его надо получить в начале пути. В него ставят печати в альберге, каждый день в кафе по пути следования. Потом в конце пути в Сантьяго на основании этого крендисаля выдают сертификат «компостела», типа удостоверения, что путь пройден.
Решение принято, пора действовать. Говорят, что подготовка к пути это уже и есть само камино.
План поездки был такой:
Самолетом до Мадрида, далее на автобусе до Памплоны. С Памплоны на велосипеде до Сантьяго. С Сантьяго обратно в Мадрид на автобусе. Один день в Мадриде. И на самолете обратно в ЕКБ.
1. Первым делом сделал загран паспорт через сайт госуслуги. Через сайт удобно и никаких очередей.
2. Купил билеты на самолет. Искал через skyscanner.ru, купил на bravoavia.ru
За 3 месяца до вылета были дешевые билеты до Мадрида, 10 тыщ рублей туда и обратно.
3. Забронировал отели в Памплоне и в Мадриде. Booking.com
4. Купил билеты на автобус alsa.es Надо сказать, что наши банковские карты там не катят, надо привязывать карту к платежной системе Pay Pal.
5.Подготовил документы для визы. На сайте испанского консульства указано, какие документы нужны. Вместо броней отелей написал обьяснительную, что мол еду путь Сантьяго на велосипеде,  и приложил схему маршрута. Финансовое подтверждение – приложил выписку с остатком на кредитной карте. Через неделю виза была готова.
6. Закачал на смартфон программы по изучению испанского. За 2 месяца выучил несколько десятков слов. Особенно нужны фразы для ориентирования, кафе и гостиницы. Здесь словарик пилигрима
Еще нужен английский для общения с другими пилигримами. У нас с этим было плохо.
7.Загрузил в телефон навителовскую карту Испании, трек маршрута и координаты альберге. Было еще много разных путеводителей, но пользовался с сайта bicigrino.com,  специально для велосипедистов.

Позже ко мне присоединилась Светлана. Билеты на самолет она покупала уже за 20 тыщ.

1 День, отьезд.
Велики упаковали достаточно безолаберно. Сняли переднее колесо, руль и одну педаль. Переднее колесо примотали к заднему, руль к раме, все это хозяйство в чехлы и на этом все. При перелете ниче не повредили, только поцарапали и порвали чехлы.
Летели украинскими международными авиалиниями. Разрешено провозить бессплатно велосипеды до 23 кг. У Светланы получилось 23.8 кг. На эти 800 г в Кольцово закрыли глаза.
В Киеве на досмотре доколупались, зачем мол вам на борту ключи и плоскогубцы?
Я хотел сначала все это оставить в порту, но потом подумал, как собирать велики в 2 часа ночи на чужбине без ключей. И следующий день воскресенье. В воскресенье в Испании ничего не работает и вряд ли бы мы нашли работающий веломагазин. Поэтому три ржавых ключа и плоскогубцы сдали в багаж за 50 евро))).
Аэропорт Мадрида это монстр какой-то. Зал с терминалами в длину точно не меньше километра. Можно передвигаться по движущимся дорожкам. От самолета мы сначала ехали в подземном поезде, потом на тысяче лифтов, эскалаторов и переходов выбрались к стойке получения багажа.
Долго не могли понять, где получить наши велики. Помогли люди за информационной стойкой Иберии. Там есть отдельная лента для такого багажа и он приходит на много позже обычного. Ждали где то час.
3 часа ожидания в порту, за это время узнали откуда отправляется наш автобус и поели в кафе.
002

Вот такие персонажи обитают в аэропорту Мадрида

Загрузились в автобус и поехали в Памплону. В Памплоне были уже в 2 часа ночи, собрали велики и поехали искать наш пенсион. Нашли по навигатору. Там нас ждали. Хорошо, что я заранее им написал, что мы прибудем ночью. Потому что после нашего заселения служащий отеля оставил нам ключи и ушел.

2 День. Памплона – Лорка 40 км., +20 градусов

Я знал, что получить крендисаль можно в оффисе пилигримов. Поехали искать этот оффис. Нас отправили в какую то церковь. Тамошний священник долго не мог понять, что нам нужно, но кое как разобравшисиь нарисовал нам схему где находится альберге. Там мы и получили наши крендисали.
Надо сказать, что Памплона – это город где летом проходит праздник Сан-Фермин. Это коррида и бегущие быки по улице. Хэмингуэй описал этот праздник в своей книге Фиеста.
Поехали искать улицу, где бегают от быков. Прохожие активно нам помогали. Я считал своим долгом сфотать столь примечательное место))).

На маршрут выехали поздно, где то в час дня. Само камино это грунтовая тропа,
помеченная желтыми стрелками и знаками ракушки. Ракушка (конча) это символ пути. По легенде эти ракушки древние пилигримы находили на берегу атлантического океана и приносили домой, как доказательство, что они прошли путь.

Путь шел вверх по камнистой тропе, кое где шли пешком.

Перед вершиной нас догнал велосипедист испанец. Попросил сфоткать его на вершине. Потом мы не раз его встречали в разных местах. Он всегда радовался нам и приветствовал.
Отмечу, что там все улыбаются при встрече, обязательно здороваются со всеми и мне показалось что искренне рады. Мы потом тоже стали со всеми здороваться и улыбаться. В один день я специально считал, и получилось что до обеда я больше 50 раз сказал Ола! и Буэн Камино! Было весело!

Далее крутой каменистый спуск. Светлана упала, но без последствий.
Обедали в городке Пуэрто де ла Рейна в баре. Компания Испанцев за соседним столиком долго втолковывали мне, про то, что я ем. Оказывается это была щека свиньи))). В городе есть мост, который местные жители специально построили на свои деньги для пилигримов.
Остановились на ночлег в маленьком городке Лорка. Там проходили какие то соревнования дровосеков.

За день проехали 40 км.

3 День. Лорка – Логроно, 60 км, +25 градусов.

Было тепло и солнце. В городке  Эстелла зашли в магазин купить еды на обед.
Взяли с полки вермут и стали обьяснять, что нам еще надо. Минуты через две продавщица по русски говорит – Вы русские что-ли?  По вермуту и акценту признала своих. Нарезала хамона подешевле, подарила масло оливковое на радостях.

В Логроно в альберге нам сказали, что мест нет и надо селиться в хостел. Дали визитку хостела. Может надо было еще поискать. Но вдобавок я проколол колесо, вощем заселились мы в этот хостел. Вечером погуляли по городу.

На каждом углу кафе. Я в дороге потерял зарядник для телефона, пошли купили новый. И вообще мы постоянно все теряли. За поездку мы потеряли: очки 2 шт, зарядник, запасную батарею для телефона, пенку, нож, накидку, велокомп))).
Пошли искать где бы поесть, во всех барах только бухашка и закусь мелкая. Заваливались во все подряд кафе и спрашивали комер (еда). В одном месте нас спросили откуда мы, мы ответили что из Росии. В ответ - А знаем Чечения))).

4 День. Логроно – Белорадо 80 км, +27 градусов.

С утра заклеил камеру. Поехали.
По дороге встретилась винодельня. Прямо из стены здания торчат два крана. Из одного идет вода, из другого вино. Пей скока хошь! Попили. Заправили все емкости, в том числе и поилки))). Вощем весь день ехали пяные)). Потом мне надоело пить уже это вино и я разбавил его водой.

Проехали город со звучным названием Нахера)).
В этот день мы впервые на камино встретили велонемцев, с которыми потом виделись почти каждый день. Одного из них я прозвал Дон Кихотом, а его вел Росинантом. У него были усы как у Дона Кихота. В дальнейшем мы вместе с этим Доном попали в небольшую передрягу.

По дороге встретили пешего пилигрима с флагом, как у России но еще с гербом.
Я спросил откуда он. Оказалось Словения. Пожали друг другу руки, как братья славяне))).

В Белорадо заселились в хороший современный альберге. Ужин готовили на кухне. Какой то итальянец-горлопан с дредами учил Светлану как правильно варить макароны. Налил нам своего вина, от нашего вермута отказался. Типа бормотуха))). Чокнулись, я сазал Салюд (Ваше здоровье!) он Чин-Чин.
Потом в альберге приплелась девочка немка. Она точно приплелась. У нее небыло никаких сил. Она делала все очень медленно. Сказала, что прошла за сегодня 55 км. Позвали ее вместе поужинать, она отказалась.

5 День. Белорадо – Хонтанас, 85 км., +10, дождь.

Пол дня шел дождь и было холодно, где то + 5.

Потом был длинный подьем, километра 4. На подьеме догнали Дона Кихота. На вершине я ему сказал -  привет чемпион! Он ответил, что чемпион это я. Я сказал, что нет, я - король гор.
После этого при встрече он всегда приветствовоал меня – Хэлоу квин оф маунтинс! На вершине лежал снег. Отмечу, что в гору мы всегда всех догоняли, видимо потому что у нас на великах сзади небыло больших звезд и нам приходилось крутить тяжелые передачи. И вообще велики у нас были так себе, у меня Trek 3700 у Светланы унылый  Stern. Но никаких проблем с техникой небыло.
Доехали до Бургоса.

Хотели пообедать где нибудь на скамейке в парке, но было холодно и дул ветер. Этот ветер преследовал нас еще 4 дня. Пообедали в баре.
В Бургосе видели очень красивый собор.

Под вечер доехали до какой то деревни, хотя язык не поворачивается называть это деревней. Мощенные улицы и каменные дома. В альберге мест небыло и поехали до следующего. Это было 11 км ада. Дорогу после дождя размыло и мы увязли в красной глине. Колеса блокировались. Кое как, грязные, добрались до деревни Хонтанас. Там тоже небыло мест, но увидев наш жалкий вид поселили в коридоре. Все постояльцы альберге сочли своим долгом посмотреть на наши страшные велосипеды.

В коридоре с нами ночевал еще парень из Венгрии. Он долго ржал над этим обстоятельством. Я ему сказал, мол небеда это типа шведской семьи.

Оказалось этот венгр путешествует уже 6 месяцев. Сначала он ехал на велосипеде, потом велик сломался. Чинить оказалось дорого и он его продал. Далее идет пешком. После Сантьяго он собирался через Португалию дойти до Гиброалтара, а потом еще черти куда. Куда и сам не знает.

6 День. Хонтанас - Карион де лос Кондес 54 км., +5 +10

Утром нам дали шланг помыть велики.
Холодно и ветер в морду. Этот ветер дул 4 дня и все время на встречу. Там ветер не как у нас порывами, он дул все время с одинаковой силой и в одном направлении.
Затащились пешком в огромную гору, кругом поля.

Пообедали возле какого то канала, там не так сильно дул ветер.
Потом мы решили, что мы нифига не восстанавливаемся и поэтому сегодня проедем поменьше и заселимся в какой-нибудь хороший номер, чтобы нормально отдохнуть. Нашли номер за 45 евро с ванной. Хорошо поужинали в ресторане.

7 День. Карион де лос Кондес – Леон 100 км. Холодно, ветер.

3 раза попали под град. Если заехать под маленькую тучку обязательно попадешь под дождь с градом. Кругом поля, поля. Перед Леоном попали под дождь со снегом, промокли и замерзли. Заселились в церковное альберге в каком то монастыре.

8 День. Леон – Муриас де Речевальдо, 60 км, Холодно, ветер.

Проехали Леон, далее длинная прямая дорога через поля. В этот день ветер совсем разошелся. Мордодуй совсем выбил нас из сил. Проехали Асторгу. В одном городке остановились набрать воды, подьехал какой то местный испанец на велосипеде с маленькой гитарой. Сел рядом и исполнил песню про пилигримов и сантьяго. Я ему - грасиас, бьен, грасиас. А он стал просить денег. Дал ему евро.
Заселились в маленькой деревне Муриас. Ужин заказали в альберге. После пошли пошли по окрестностям, завалились в местный бар. Местные сидят, пьют пиво, играют в карты, смотрят телик. Мы остались там смотреть евровидение.

9 День. Муриас – Вилофранко, 77 км. Холодно +2, +5.

В этот день мы поднимались в горы. 7 км крутого подьема. Высота 1500 м. На верху снег.

Затем офигенный спуск по серпантину 17 км. Это было круто! Вот оно счастье велосипедиста. За перевалом совсем другой климат, растут пальмы и кактусы, цветут розы.
Проехали Понфераду, красивый город. Остановились в Вилофранко в альберге. Там познакомились с одним вело бразильцем. Он сказал, что отправит свой багаж до следующего этапа почтой, а сам поедет налегке. Обменялись e-mail.

10 День. Вилофранко – Сория, 90 км. тепло

С утра заехали в веломагазин, купили смазку для великов. Опять длиныый крутой подьем, 2 км шли пешком. Высота 1300 м. Снег.

Встретили своего друга Дон Кихота. На спуске сбились с пути и уехали не туда. Дон Кихот увязался за нами. Приехали в какую то деревню, там никого нет, только собаки и курицы. Немец стал орать во всю глотку Ола!, Ола! Никто не отзывается. Я ему, мол сиеста наверно. Достал навигатор. Выяснилось что нам надо вернуться обратно 6 км в крутой подьем. Часа 3 мы выползали втроем из этой ловушки.
Дальше поехали по шоссе (каретера).
Мне показалось что 40 км был почти сплошной даунхил.
Вобщето все камино можно проехать по шоссе.
И очень частый вопрос у меня к Светлане звучал так – Камино или Каретера?
Чаще выбирали камино, т.к. по нему ехать интересней хоть и трудней.
В Сории стали заходить во все альберги подряд, везде «комплето». Наконец нашли альберге, где были места. Опять встретили испанца, которого встречали в свой первый день камино.
Устали. В баре уже небыло сил разбираться в испанском меню, поэтому заказали тортилью и бутылку вино-бланко. Другие посетитили поржали над нами из-за этого.

11 День. Сория – Мелида 70 км.

Утром туман. На тропе много пеших пилигримов. Очень трудно их обгонять поэтому поехали по шоссе.
Обедали в Портомарин в скверике на лавочке.
В одном месте группа очень веселых испанских пилигримов попросила их сфоткать. Когда они узнали, что мы из России захотели сфоткаться вместе и познакомиться. Называли меня Антонио))). Одного из них звали Сантьяго.
В Мелида заселились в хороший альберге. Сам город не понравился. Ужинали в кафе Чаплин. Там наконец то я узнал, как по испански сказать «это на чай».
А то мне все время норовили принести чаю)))  По испански это будет Пропина)).

12 День. Мелида – Сантьяго де Компостела. 68 км, +15, +18
Камино – прекрасно! Шикарные эвкалиптовые рощи. Почти весь путь по лесу.

Обгоняя пеших приветствовал их звонком, все очень радовались и кричали Буэн Камино!

Наконец мы в Сантьяго!

Нашли оффис пилигримов, получили свои компостелы.
Поехали искать альберге. Нашли альберге дворец. В старинном замке.

Ужин приготовили сами на кухне. С нами рядом заселился не очень трезвый немец. Он всю ночь страшно храпел и стонал, даже пришлось уйти спать в другой зал.

13 День. Сантьяго – Фистера. 96 км, не жарко

Утром я встретил одного знакомого француза, хотел спросить у него куда он собирается ехать. Но он меня не понял и сказал, что если хочешь поговорить то вот та женщина русская. Я ей сказал привет! Она не поверила услышаному. Оказывается она прошла камино де ла плата и уже месяц не видела русских. Очень нам обрадовалась. Говорили, говорили, говорили. Лина, так звали женщину прошла камино уже третий раз. Ей все это ужасно нравиться.
Решили поехать на мыс Фистера. Это самая западная  точка континента.
Ехали по каретере. Вечером мы увидели океан!

В Фистере поехали искать альберге про котрое нам поведал пьяный немец из альберге в Сантьяго. Кое как нашли, но выяснилось что оспитальеро (служащий) в альберге нет и она будет только утром. Сели на ступеньки перекурить и подумать, куда нам деваться. Видим, что в альберге заходит какая то женщина, подумали что может быть это оспитальеро. Но оказалось, что это тоже пилигримка. После бесплодных попыток найти в альберге телефон, чтобы позвонить оспитальеро, Моника так звали пилигримку сама поселила нас в свободный номер. Вощем заселились самовольно. Вечером пошли поужинать, заказали рыбу и какую то пульпу. Рыба оказалась скатом, а пульпа осьминогом.

14 День. Фистера – Сантьяго (автобус)
Утром поехали на самый конец мыса, на маяк.

Все дальше дороги нет, впереди только океан и Америка. Камино закончилось.

Нашли место где пилигримы сжигают свои ботинки. Пофоткали, купили сувениров. Узнали как по испански ведьма – Брухито.)) Поехали обратно в Фистеру, пообедали, побродили в порту. Видели каких то больших рыб.
Обратно в Сантьяго ехать на великах нам не хотелось, поэтому поехали искать эстасьон де аутобус))).
Приехали обратно в Сантьяго. У нас остался один лишний день. Хотели поменять билеты на автобус в Мадрид, чтобы побыть в Мадриде подольше.
Но билетов небыло и поэтому поехали селиться в наш уже знакомый альберге-дворец. Вечером погуляли по Сантьяго.

По пути домой зашли в бар пропустить стаканчик. В баре было какое то странное движение. Я заметил вывеску, что вечером состоится рок-концерт. Вернулись в альберге, поужинали и я свинтил на этот концерт. Со Светланой договорился, что перелезу через забор, а она откроет мне дверь в час ночи. Альберге закрывался в 11 вечера.
В баре, в подвале небольшая площадка. Вход 4 евро. Выступала местная рок группа. Вокалистка девушка. Отличный саунд. Мне понравилось. Все было культурно: публика танцевала, пила пиво и  кричала Браво! После концерта я сказал бармену – Шоу маст гоу он. Но он меня не понял))).
Вернулся обратно в альберге, нашел дыру в заборе, продрался через живую изгородь. Весь ободрался и исцарапался колючками. Светлана меня ждала.

15 День. Сантьяго – Мадрид. (автобус)

Весь день бродили по Сантьяго, покупали сувениры. Потом легли загорать на газон возле нашего альберге. По пути на автостанцию заехали поужинать в первый попавшийся бар. Там были одни негры. Похоже, что мы забурились в какой то негритянский квартал. Заказали еды. Боялись как бы нам не отравиться перед автобусом, но все обошлось.

16 День. Мадрид

Ночь провели в автобусе. В Мадриде были в 6 утра. Поехали искать наш пенсион. Было воскресное утро, Мадрид был весь, как наша Плотинка после дня города))).  В пенсионе нам сказали, что заселение после 12 часов. Делать нечего поехали кататься по городу. Сначала нашли остановку автобуса откуда нам завтра уезжать в аэропорт. Затем поехали на стадион Сантьяго Бернабеу, где играет Мадридский Реал. В 8 утра там уже было много туристов и стоял какой то парень с огромным кубком. Может это был кубок Испании.
На обратном пути встретили марафонцев. Видимо был марафон. Одна улица была перегорожена и на трех площадках люди играли в стритбол.

Заселились в свой пенсион. Пошли гулять по городу, обошли все главные площади и королевский дворец.

Зашли в парк Ретиро. Узнали где находится стадион для корриды. Там нам какие то ушлые товарищи пытались продать билеты на корриду за 100 евро. Я им сказал - уно моменто, они отвеили – но проблема))). В кассе была нарисована схема стадиона, но без пузыря не разобраться. Поэтому я попросил продать мне два билета за 30 евро. Мне дали за 37.
Был полный стадион. Все курили и пили вино из кожанных бурдюков. В процессе шоу забили 6 быков и одного торрео. Его бык сбил рогами и пытался затоптать. Светлана болела за быков))). После хорошего выступления тореодора, публика кричала Браво, махала белыми платочками и кидала на арену свои шляпы.
После корриды прокатились на метро, весьма запутанная вещь. Без схемы туда лучше не соваться.
Вечером еще сходили на фламенко-шоу.
Поужинали в кафе на площади святой Анны.

17 День. Мадрид – Екатеринбург.

Утром приехали на автобусную остановку и прямо на площади стали разбирать свои велики. Было много народу.
В аэропорту без проблем сдали багаж. Опять шли к своему терминалу по тысяче переходов и эскалаторов…
В Киеве на этот раз никаких проблем небыло. Долетели нормально. Порадовали стюардессы на киевских авиалиниях, настоящие фотомодели.
На этом наше путешествие закончилось.

По деньгам. Тратили 30 евро в день на человека. Можно меньше, если не так часто есть в барах и селиться в муниципальные альберге.

Полезные ссылки

От путешествия в восторге! Хочется проехать еще Северный и Португальский пути.

Всем Buen Camino!

1. Вы когда пишете описание - хоть даты поставьте!!! Смысл вашего описания!!!

2. Этот комментарий был удален автором.

3. Здравствуйте! Планирую проехать отрезок с Леона до Фистерра, начало января. Нужен ваш совет, на тот счёт, будет ли это возможно в это время зимой, спасибо!