пятница, 18 января 2019 г.

Пеший поход по Крыму

Крым апрель 2018

Выбор забега в 2018 году пал на марафон в Ялте. Поэтому решили совместить марафон с путешествием по Крыму. Велопоход был отвергнут из-за сложного рельефа, типа надо поберечь силы на марафон. Поэтому предположили, что в ненапряг побродим по Крымским горам с рюкзаками. Сразу скажу, что это был наш первый пеший поход и в ненапряг погулять немного не получилось. Почитав и посмотрев кучу отчетов, мы соблазнились роликом местного ютубблогера "Крымчанин". Он настоятельно советовал идти от Ялты до Севастополя по горам, мол, виды - закачаешься. Но мы решили, что пойдем наоборот в Ялту, марафон то ведь в Ялте.Купили билеты на самолет до Симферополя и забронировали жилье на 3 ночи в Севастополе. Позже выяснилось, что наш друг Андрей уже какое-то время работает в Симферополе и он вызвался нас встретить в аэропорту и довезти до Севастополя.

День 1    02.04.2018

Стартовали утром из Екатеринбурга, рейс через Москву Уральскими Авиалиниями. На борту кормили только сендвичами. В Симферополе нас встретил Андрюха и повез в Севастополь, рассказывая про местное житье-бытье. По пути заехали на мемориал «Альминского сражения» - это когда французы с англичанами в первый раз прописали люлей нашим в Крымской войне 1854 года.

Дул очень сильный и холодный ветер, что несколько снизило оптимизм. Представили, что если бы нам сейчас вставать лагерем, то пришлось бы немного побороться за выживание.Добрались до Севастополя. По узким крутым улочкам навигатор вывел нас улицу Батумскую, где бронировали домик. Хозяйка – Татьяна, тетка с разными по цвету глазами, оставила противоречивое впечатление. Но домик в целом понравился, тем более за такую цену (1200 р).

Попрощались с нашим Андрюхой, договорились что встретимся с ним еще в Ялте. Большое спасибо ему за радушный прием в Крыму. Сходили в магазин – на ужин была копченая курица с овощами и Инкерманское красное сухое.

День 2.03.04.2018

С утра пошли по местам боевой славы города героя Севастополь! Посетили легендарный 4-й бастион, Панораму, узнали про подземно-минную войну. Заглянули и в музей Папанина.

Переполненные чувством патриотизма, почти с комком в горле, пошли через Синопскую лестницу в сторону набережной. На набережной перекусили в скверике шаурмой, послушали уличного пианиста, позырили на памятник затопленным кораблям. Понаблюдали за симбиозом местных котов и рыбаков.
Посетили памятник солдату и матросу
Далее поехали на троллейбусе в Херсонес. Бродя по этим древним развалинам, далеко в море увидели стаю дельфинов. Потом немного притомившись, вздремнули на античной кладке.

Вечером, когда уже стемнело, совершили прогулку на пл. Ушакова и графскую пристань. Обозрели памятники Екатерине и Суворову.

День 3.04.04.2018

Рано утром я специально съездил снова в Херсонес, чтобы сделать пробежку. Получил истинное наслаждение – море, солнце, древние руины и легкий бег. Везет же бегунам Севастополя! Когда вернулся в наш домик, то меня уже ждали каша, блинчики. И Леночка уже была готова к новым впечатлениям.Сначала поехали на мемориал «35 береговая батарея». Этот музейный комплекс посвящен последним дням обороны Севастополя в период ВОВ. Экскурсия оставляет незабываемые эмоции. Заплаканные и притихшие после увиденного, мы посетили магазин «Путин». Купили там местной газировки «Крым» и еще какой-то снеди.

После поехали на мыс Фиолент. По дороге поплутали немного, сев не в ту маршрутку. На Фиоленте нас ждал необычно сильный туман. Это было какое-то очень низкое облако, которое поднималось с моря и шло на берег. В тумане напоролись на какую-то военную часть и там к нам привязалась собака, назвали Дунькой. Вскоре облако ушло и появилась вот такая живопись.

Устроили небольшой пикник на краю обрыва. Вскоре виды стали надоедать и очень захотелось куда-нибудь драть, поэтому решили найти спуск к морю. Лазили, бродили по обрывам и вскоре нашли железную лестницу по которой спустились к прибрежным скалам. Дунька все это время бегала с нами, когда пошли на остановку чтобы ехать домой, она вроде простилась с нами и побежала к себе в военную часть, мы долго провожали ее взглядом. Когда подходили к остановке опять увидели свою Дуньку, она передумала и принеслась обратно к нам. Что за дурацкая собака.

Вечером в своем домике сварили перловку, открыли банку с языком от главпродукт, вроде нормально, есть можно.

День 4. 04.04.2018

Опять рано с утра выбежал на пробежку. На этот раз мне нужно было побегать скоростную работу, поэтому искал неподалеку какой-нибудь стадион или что-то подобное.Если заглянуть в Севастополь изнутри, с подворотен то станет ясно, как здесь все еще запущено. Все что есть - осталось с советских времен, полуразвалившееся и обшарпанное. Крым еще поднимать и поднимать. В спортгородке пытался проникнуть на стадион 200-летия Севастополя, но он огорожен и охраняется собаками. Поэтому бегал в небольшом скверике вокруг памятника защитникам 5-го бастиона. В скверик пришла обдрипанная тетка с собакой и стала кормить кошек коих насобиралось 8 штук.После завтрака покинули нашу обитель и поехали на автобусе в Балаклаву. В Балаклаве мы вышли не там и пошли не туда. В итоге опять сели на этот же автобус, который уже шел обратно. Нам нужно было добраться до подземного музейного комплекса, где раньше ремонтировали подводные лодки. В итоге на экскурсию мы опоздали и пришлось дожидаться следующей. Время коротали, наблюдая за рыбаками, которые рыбачили прямо в подземном водном канале, потом немного вздремнули тут же на лавочке.Музей запомнился своей грандиозной фортификацией, ведь там хранился ядерный арсенал для подводных лодок. Двери в подземных бункерах имеют метровую толщину! Запомнилась также одноместная подводная лодка. Рюкзаки мы оставили у лоточницы, которая торговала сувенирами у входа в музей. За это пришлось купить у нее магнитиков.

После музея пошли на другую сторону бухты, где нашли очень хорошую столовую «Листригоны». Комплексный обед из 5 вариантов всего 150 рублей. Еда как в ресторане, очень и очень хорошо. Она находится на второй улице от набережной недалеко от памятника Куприну.

Далее закупились провиантом на 4 дня автономки, в том числе взяли 6 литров воды. Когда упаковали все в рюкзаки стало понятно, что легкой прогулки не получится, вес оказался подъемным весьма условно. Поплелись на маршрут. Нам надо было выйти на маршрут, который именуется как «большая севастопольская тропа». Дорога круто шла в гору, мы делали привалы каждые 500 метров. Еще и солнце нещадно палило, не было и ветра. Как тут ходить в походы летом, когда в начале апреля уже стоит жара?

Вскоре поравнялись со старой генуэзской крепостью «Чембало», но в саму крепость не полезли, силы были не те. После крепости градиент тропы выровнялся и стало полегче.

Но тут появились новые проблемы, оказывается, что крутой спуск по сыпухе с тяжелыми рюкзаками это очень опасное дело, мои беговые асфальтовые кроссовки с этим не справлялись. Леночке было проще, у нее были трейловые асиксы с более выраженным протектором. Но виды, которые открывались нам, затмевали все трудности. К вечеру добрались до «золотого пляжа», от Балаклавы до туда всего 5 км, но мы шли это расстояние часа 3.

Палатку поставили прямо на золотом пляже под какой-то елкой. Ужин варить не стали, есть не хотелось, попили чаю, погрызли семечки. Когда стемнело приехали трое мотоциклистов, они сидели в 20 метрах от нас берегу и общались, но нас вроде не заметили. Как вообще можно там ездить на мотоциклах по таким крутым тропам, да еще ночью. Ума не приложу.

День 5. 06.04.2018

Ночь прошла под шум прибоя. Утром неспешно 2 раза пили чай-кофе. И не вылезая из палатки смотрели на море, рыбацкие лодки и уток. Потом я пошел на прогулку. Шел вдоль берега по валунам.

Много мусора – старые тапки, бутылки. Где-то в районе пляжа Блуждающий вылез наверх. Прошел мимо камня Жопа, через пляж Инжир до пляжа Фейерверк. Пожалуй, это одно из самых красивых мест, в которых я был в своей жизни. Обратно вернулся по верхней тропе.

На обед была пшенная каша с консервой. После обеда, собрали палатку и сделали небольшой переход до пляжа Инжир. Там я оставил Леночку выравнивать загар, а сам поволокся снова на гулянку.

Прошел по тропе до максимально возможного хода без страховки, дальше в море открылась большая скала похожая на парус. На обратном пути спускался на пляжи фейерверк и командорский. До чего же красиво здесь, особенно солнечным вечером!

Палатку поставили на утесе за кустом возле камня «Жопа». Сходил на ручей за водой, вода очень мутная, но кипяченую пили. На ужин – макароны с конской тушенкой. Откуда-то пришел кот, доел тушенку, стал ломиться в палатку. Еле его прогнали. После ужина наблюдали дельфинов и смотрели на звезды.

День 6. 07.04.2018

С утра начали движение по маршруту. Возле ручья видели большую куницу, она не спеша ушла от нас в гору. Провели тяжелейший 500 метровый подъем до родника Аязьма-Чокрак, с набором 200 м по вертикали. Набрали в роднике воды. Встретили туристов из Москвы. Они шли из Ялты в Балаклаву, рюкзаки у них были вдвое легче наших. Вот что значит правильное легкоходное снаряжение!

Вышли на так называемую «среднюю полку». Местами лезли по скалам как заправские альпинисты. Справа страшные обрывы, кроссовки совершенно не держат на сыпухе. Руками держаться тоже не за что, травинки былинки - это плохая страховка. В одном месте уже совсем потерял веру, что смогу пройти, не сковырнувшись в пропасть. Хотел разгружать рюкзак и переходить это опасное место несколькими ходками, но собравшись духом и прилепившись к склону, кое-каком все-таки прополз. У Леночки таких проблем не было.

Съели консерву на краю обрыва, запили водой, идем дальше. Вскоре эта проклятая полка закончилась и мы вышли в лес.

К вечеру наконец поднялись на вершину Кокия-Кая - виды великолепные! Внизу под 500 метровым обрывом пляж «Затерянный мир». Палатку поставили прямо на самой вершине. Невдалеке расположилась компания пьяной молодежи, один из них самый бухой пытался доколупаться до меня, почему-то на английском. Но в целом они вели себя не очень буйно. После ужина я попытался найти рядом родник, координаты у меня были в навигаторе. Но тщетно никакого родника там не нашел. Воды осталось совсем мало.

День 7   08.04.2018

Утром встал пораньше и пошел за водой на родник демиур-чокрак это два километра от лагеря. Хорошо прогуляться налегке, утром по холодку!
Позавтракали, собрались, подошли последний раз взглянуть на «затерянный мир».

На прощание проорал спящей пьяни по-английски пламенный привет. Идем на вершину Куш-Кая. На вершине пофоткали, позырили внизу на дачу Януковича и пошли на спуск к Ласпинскому перевалу. На перевале Леночка зашла в часовню, благо сегодня была Пасха, я пил колу в кафешке. Там же нам разрешили бесплатно сфоткаться с орлицей Люсей.

Далее пошли в магазин, который отмечен на карте OSM в Ласпи, но оказалось что он давно не работает.
Делать нечего – пришлось идти обедать в ресторан Хурма. Там же купили еды на вечер – салат, плов и набрали воды из фонтана. Идем к Храму Солнца. В Храме Солнца очень много народу. Босоногие дети бегают по скалам и жрут жертвоприношения богам. На них страшно смотреть, один неудачный толчок и ребенок полетит с 5 метровой скалы. Как позже выяснилось – это дети каких-то сектантов, которые камлали неподалеку в кустах.

Леночку оставил транслировать мысли во Вселенную, а сам полез на вершину Ильяс-Кая. На спуске сбился с тропы и пришлось применять навыки спуска с отвесных скал, которых особо то и нет (навыков).

После продолжили путь, поднялись на Байдарскую яйлу. Тут же решили и заночевать. Поставили палатку возле небольшого леса, согрели чай, открыли коробки с яствами из ресторана.

После заката легли спать. Минут через 20 к нам пришли кабаны. Я услышал их топот, на всякий разбудил Леночку. Вылез из палатки с фонариком, чтобы отогнать их. Ору, матерюсь. Кабаны матерятся в ответ, причем с разных сторон, видимо я рассек своим появлением стадо. Фонарик слабый, никого не вижу. Начал громыхать алюминиевой кастрюлькой, не помогает, кабаны больше прежнего хрюкают в ответ. Видимо мы поставили палатку на кабанью тропу. Тогда мы решили храбро отступить. Собрали весь шмурдяк в рюкзаки, палатку понесли в собранном виде. По пути отступления приняли огни далекой деревни, просвечивающие из леса за кабаньи глаза. От страха глаза велики. Отошли метров на 100 на открытое место, перед сном еще раз побрякали кастрюлькой. Кабаны больше не подходили.

День 8.   09.04.2018

Утром подошли к месту нашего ночного конфликта с кабанами, подобрали брошенное впопыхах при отступлении снаряжение. Все вокруг изрыто их пятаками. Идем по Байдарской яйле в сторону перевала Байдарские ворота. Спустились к Фороской церкви. Немного там помешкав продолжили спуск к Форосу по серпантину. На этом спуске Леночка два раза подряд убралась на ровном месте без всякой причины. Но все хорошо, без последствий.

В Форосе перед автостанцией напоролись на огромную кучу бутылок, решили, что это набухали Горбачев с Раисой Максимовной будучи здесь на даче. Сели в маршрутку, доехали до Симеиза. Побродив по поселку, набрели на кафе Денди которое возле возле кинотеатра. Заказали обед, в процессе выяснилось, что тут же сдают номера и даже с завтраком. После обеда заселились тут же на втором этаже. Помылись, постирались, поставили на зарядку телефоны, фотик, пауэрбанки. После пошли гулять по Симеизу.

Прогулялись по парку, взобрались на скалу Дива. Дошли до скалы «Крыло Лебедя», спустились к «голому пляжу».

На обратном пути закупили продуктов. Ужинали в номере, сделали салат, смотрели фильм с Шварцнегером.

День  09. 10.04.2018

Перед завтраком сходил по наводке местных в магазин и купил пару баллонов газа. Позавтракали в кафе и пошли на автостанцию. Сели в маршрутку, какая-то барышня всю дорогу рассказывала по телефону, что она едет в Алупку на ногти, было смешно. Надо сказать, что народ там очень простой, очень довольны что они теперь в России, но счастья в глазах мы ни у кого не заметили. Все какие-то напряженные и усталые.
Доехали до Мисхора, пошли на канатную дорогу на Ай-Петри. Оказалось, что канатка не работает – не сезон. «Мы вместо канатки» - гордо заявили местные таксисты. Пока я ходил за водой на родник, Лена задружилась с огромным грузином – хозяином местного шалмана. Посидели немного у него в шалмане, он угостил вином и сказал, что это маленькая территория Грузии. Немного пьяные загрузились в минивен и поехали на Ай-Петри. Таксист по пути вел экскурсию, как заправский экскурсовод. Пару раз делал остановки на смотровой площадке и водопаде Учан-Су.

На верху мы пофоткали, сожрали торт, который привезли из Симеиза и пошли по Ай-Петринской яйле обратно в Форос)).

Шли уже в вечернем освещении, красоту тех мест не передать ни словами, ни фотографией.
Прошли военную часть «Купол», на ночевку остановились на скальном утесе в аккурат над Симеизом.

День 10. 11.04.2018

С утра продолжили движение по яйле, в лесу видели оленя. Затарились водой на роднике Антоновой. В близлежащем озере лягушки устроили настоящий хор, слышно было за километр. На обед остановились на тропе под деревцем.

Повстречали очередных московских туристов. Они попросили пинцет чтобы выдернуть клеща у девушки (заранее его намазали растительным маслом, чтобы задохнулся). Леночка выдернула клеща щипчиками для бровей))). Прошли горы Спирады, Морчека, Кастропольская, возле колодца Балчих-Кую увидели на OSM карте отмеченную стоянку, решили остановиться там. Бросили рюкзаки, вытащили пенки и выползли на обрыв с горелкой. Пили кофе, смотрели на облачное море.

Вскоре к нашей стоянке подошли двое туристов – мужчина и женщина. Сбросили рюкзаки и начали что-то там шебуршиться. Я подошел поздороваться и выяснить в чем дело. Они заявили, что это их стоянка, они мол, уже 20 лет здесь стоят. Я говорю, что мы никуда не уйдем, мы уже и дров натаскали. Потом выяснилось, что они не собираются тут ночевать, а просто принесли продукты и снаряжение заложить в свой тайник. Мы удалились опять на обрыв, чтобы не мешать прятать. Позже разговорились с ними, это были местные из Фороса. Они доехали сначала на велосипедах, а потом поднялись на яйлу по «чертовой лестнице». На прощание они даже подарили нам томик евангелия. Может в надежде, что мы не будем разорять их тайник))) Уже в сумерках они удалились, но мы заметили, что они пошли не к чертовой лестнице, а полезли на гору Мердвен-Каясы.  Было видно, что на вершине они вешают какой-то флаг, позже они сделали несколько залпов из ракетницы и светили мощным лазерным фонариком. Утром мы увидели, что они установили на горе Российский флаг и так отметили приход Российской власти.

День 11.    12.04.2018

С утра дошли до места, где должна быть чертова лестница, захотели увидеть эти легендарные ступени, вырубленные римлянами. Но ходили- блудили, вышли к какому-то водопаду, а лестницы не нашли. Дошли до одноименной турстоянки, увидели памятник партизанам. Набрали воды в колодце. К обеду дошли до развалин лаборатории Попова. Кто этот Попов и зачем он развалил лабораторию мы так и не смогли узнать. Здесь же решили и заночевать, место очень живописное. Там цвели белые кусты и было очень много пчел, шмелей и каких-то черных шершней.  Поставили отдельно тент от палатки чтобы спрятаться от солнца. После обеда я пошел вниз к Форосу в магазин. В магазине на заправке купил мороженого, колы, семечек и чипсов, больше там ничего не было. Поднялся обратно к развалинам лаборатории. Уже после отбоя подул сильный морской бриз. Палатка стояла на открытой местности, у нее начало гнуть дуги и трепать тент. Пришлось вылезти наружу и закрепить ветровые растяжки.

День 12.  13.04.2018

С утра доели все до последней крохи, что у нас было. По знакомой уже тропе спустились на автостанцию в Форос. Поехали на маршрутке в Ялту. В Ялте заселились в роскошные апартаменты, которые для нас организовал Андрей. Вечером пошли гулять по набережной. Там понравилась собака, которая выла под аккомпанемент саксофона и пацаны которые исполняли брейк.

День 13. 14.04.2018

День начался с легкой пробежки по набережной Ялты. Леночка в это время делала релакс в местном лаунж-кафе. Потом сходили на ЭКСПО, получил номер на марафон. После поехали в Никитский ботанический сад.  В это время проходил фестиваль тюльпанов. Красота необыкновенная!!! Жаль только, что людей в саду было еще больше чем тюльпанов).  Место, рекомендуемое для посещения: секвойи, уникальные сорта сосен и эвкалиптов, бамбуковая роща – есть на что посмотреть. Пока Леночка изучала местную флору, я дрых на лавочке. Изо всех сил старался не напрягаться, ведь завтра марафон! Из Никиты нас уже забрал Андрюха на машине. Вечером сходили в кафе Апельсин на паста-пати.

День 14.  15.04.2018

МАРАФОН!!! Я думал, что все будет очень плохо, т.к. чувствовал себя последние несколько дней очень уставшим, да что там уставшим, разбитым я себя чувствовал. Но на удивление вышло все очень классно! Я показал отличное для себя время, на такое даже не рассчитывал. При беге в гору на шаг не переходил, как многие. На ялтинском марафоне перепад высот более 1000 м. Со старта идет 5 километровый подъем с уровня моря на отметку 200 м. Порадовала организация и атмосфера соревнований. Спасибо организаторам. В общем формула успеха подобных забегов – тренировать бег в гору и прямо перед стартом сходить в пеший горный поход!

После марафона поехали в Симферополь, там погуляли немного по городу, отметили все былое в ресторане и на следующий день улетели домой в Екатеринбург. Надо сказать, что улетали из нового Симферопольского аэропорта в день его открытия. И видимо на радостях авиация потеряла наш багаж.